shimoff (shimoff) wrote,
shimoff
shimoff

Categories:

О самосознании крестьян донациональной эпохи

Широко распространено убеждение, что крестьяне, де, не имели никакого национального самосознания, определяли себя как "тутэйшие" (тутошние, местные), и их кругозор ограничивался исключительно родной деревней и ближайшей округой. По-моему, это не совсем так, и самосознание у крестьян было. Да, оно было довольно расплывчатое, неструктурированное, политически пассивное, но тем не менее.
Пара примеров. В биографии известного галицкого священника-русофила Ивана Наумовича был такой эпизод. Наумович происходил из ополяченной униатской семьи и по молодости был горячим польским патриотом. Когда он взялся проповедовать эти идеи среди крестьян, те ему ответили: "Хиба ты, панычу, не руска дитына?" После этого Наумович сильно пересмотрел свои взгляды. То есть получается, что не "будитель" пробуждал в темной неграмотной массе самосознание, а эта самая темная масса сперва пробудила в ополяченном шляхтиче русское самосознание и превратила его в "будителя".
Другой эпизод. Писатель 19 века Всеволод Крестовский служил на русско-австрийской границе и оставил такие воспоминания о галицких кестьянах, приходивших с австрийской стороны: "Закордонные крестьяне приходя иногда к нам, с большим участием и интересом расспрашивают, что делается «у нас» в России, и царя называют «нашим», то есть своим царем. Когда же им напоминают, что у них есть свой цесарь, в Вене, они, ухмыляясь, отвечают, что это так только пока, до времени, а что истинный царь их сидит в России, в Москве. Замечательно, что про Петербург никто из них никогда не поминает, как точно бы они и не знают о его существовании, но Киев и Москву знают решительно все и считают последнюю своею истинною столицею". Здесь крестьяне вообще демонстрируют не просто осведомленность о том, кто они и к какой общности себя причисляют, но и выказывают основанные на этом политические предпочтения.
Так что крестьяне не были такими уж дурачками, не видящими дальш родного колхоза родной деревни. И это вполне логично. Были предания, легенды и песни, передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение и создающие у людей чувство принадлежности к некой "воображаемой общности". Была, наконец церковь, делавшая то же самое. Приведу в связи с этим еще одну цитату, еще одного галицко-русского деятеля О.А. Мончаловского: "Именно в русской церкви, хотя и униатской, и среди ее верных, под соломенными крышами, тлела искра национальной мысли; церковь отделяла русский народ не только от костела, но и от польской национальности, церковь сохраняла русский язык и русское письмо и оберегала национальные предания. В церковных службах св. Владимиру, св. Ольге, св. Борису и Глебу и другим нашим национальным святым и священники, и народ читали и слышали о „русском роде", а это с живыми преданиями и рассказами, ходившими в народе о Киеве, о Почаеве и других русских городах и местах благочестивого паломничества, о казацких войнах с Польшею и т. п. создавало в умах галичан образ Руси и утверждало их о племенной к ней принадлежности".
Tags: западнорусская Атлантида, идентичность, этногенез
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments