shimoff (shimoff) wrote,
shimoff
shimoff

Categories:

Свято-Никольский монастырь

По оценкам историков, на излете существования Речи Посполитой на территории Великого княжества Литовского осталось всего 7 % православного населения. Аристократия массово приняла католичество, а крестьянство правдами и неправдами было обращено в унию. Молилёв оставался одним из последних центров православия, а Могилёвская епархия сумела сохраниться до разделов Речи Посполитой, когда территория Белоруссии была присоединена к Российской империи. В Могилеве даже сложилась своя архитектурная школа православного зодчества в стиле барокко, отличавшегося и от "украинского", и от виленского, в котором строили в основном католические и униатские храмы. К сожалению, большая часть этого наследия до наших дней не дошла, не пережив лихой ХХ век. Единственным уцелевшим памятником "могилевского барокко",  является Никольский женский монастырь.

Главный Никольский храм, 17 век. Примечательная особенность - так называемый наружный иконостас. Аналогичный прием использован в архитектуре храма Кутеинского монастыря в Орше, а также бывшей униатской церкви Святого Духа, недавно воссозданной в Минске. Прослеживаются и элементы оборонительной архитектуры, что неудивительно - Белой Руси не повезло оказаться на геополитическом перепутье между Литвой и Москвой, и 17 век стал пиком их противостояния, крайне опустошительного для региона. В 18 веке на территории уже надорвавшейся и клонящейся к закату Речи Посполитой хозяйничали шведские и российские войска, со всеми вытекающими для мирного населения. Сегодняшние белорусские националисты очень любят смаковать этот перечень феодальных по своей сути разборок, трактуя его как русско-белорусское национальное противостояние и выставляя "восточному соседу" счет за "исторические обиды". Впрочем, справедливости ради, нельзя не признать, что вся эта череда войн действительно способствовала упадку и провинциализации Белоруссии. Наиболее "пассионарные" элементы бежали из неспокойного пограничья (а нередко и уводились силой) кто на Запад, в Литву и Польшу, кто на Восток, в Москву, а кто и на юг, в лихую Сечь.
2018-05-22_10-08-22_062

Зимняя Онуфриевская церковь, построенная при Георгии Конисском
2018-05-22_10-08-19_707

Колокольня
2018-05-22_10-08-24_354

Монастырский корпус и ворота. Территория монастыря небольшая, да больших обителей в Литве и не могло быть, учитывая угнетенное положение православия, имевшее и вполне материальное измерение, связанное с правами на собственность
2018-05-22_10-11-11_595

Внутри Никольской церкви - неожиданно роскошный иконостас. Храм древний, однако в ХХ веке он, как водится, подвергся опустошению и разорению. В 30-е годы монастырь использовался как тюрьма, где, если верить Википедии, в том числе приводились в исполнение расстрельные приговоры. Поэтому оригинальный интерьер здесь сохраниться не мог. Но и на новодел этот иконостас не похож. То ли иконостас всё-таки старинный, то ли это современная, но очень качественная работа. Кто знает?
2018-05-22_10-09-17_301

2018-05-22_10-09-21_784

2018-05-22_10-09-19_589

В старых намоленных церквях чувствуешь себя по-особенному. Я человек неверующий, но здесь ощущается дух многовековой устоявшейся традиции, что не может не вызывать почтения.

На стене монастыря - снова Георгий Конисский
2018-05-22_10-11-13_743

Монастырь расположен в низине, что также характерно для Литвы 17-18 века. Православным под храмы часто отводили неудобицы, заливаемые талыми водами, а на высоких местах доминировали католические храмы. Зато сверху, с днепровских круч, на монастырь и город открывается прекрасный вид
2018-05-22_10-11-09_235
Tags: Белоруссия/Беларусь, западнорусская Атлантида, религия, фотопутешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments