shimoff (shimoff) wrote,
shimoff
shimoff

Categories:

Из Адлера в Минск поездом Адлер-Калининград

Вернулся из Сочи и начинаю большой курортный цикл. Вообще, русскими трэвел-блогерами крайний юг России незаслуженно обходится внимаием - они всё по Северам с Сибирями предпочитают бродить. Постараюсь хотя бы чуть-чуть восполнить это упущение. И начну с железнодорожной составляющей. Изначально предполагалось, что и туда, и обратно мы поедем поездами. Причем, туда это должен был быть белорусский поезд Минск-Адлер, а обратно - российский Адлер-Калининград. Я уже было планировал большой обзорный пост с сопоставлением курортных поездов БЧ и РЖД, но увы. В последний момент было решено, что четверо суток поездами с детьми - это слишком, и туда мы полетели самолётом. К слову, перелёт в Сочи с пересадкой в Москве (компания "Ютейр") в итоге обошелся дешевле, чем купейный вагон поезда Минск-Адлер. С ценами национального перевозчика "Белавиа" и сравнивать нечего, их иначе как диверсионными и грабительскими не назовёшь. Ценовая политика на транспортные сообщения между странами бывшего СССР - это отдельная, большая и очень печальная тема.

Поезд Минск-Адлер все-таки удалось поймать на адлерском вокзале. Это, к слову, теперь единственный поезд формирования не РЖД, который ходит в Сочи, и его синие вагоны резко выделяются на фоне серо-красной гаммы российских поездов. А в былые времена сюда ходила целая пачка поездов с Украины (из Киева, Львова, Днепропетровска), был поезд Адлер-Рига... Ничего этого больше нет. Впрочем, внутрироссийский трафик по-прежнму велик, курортные поездищи по 20 вагонов идут друг за другом.


Ну а мы садимся в наш калининградский плацкарт. Вагон выпуска где-то середины 2000-х (собственно, весь состав был укомплектован такими вагонами), с кондиционером и биотуалетом (туалет, конечно, не био-, но все их называют именно так). Но по сути, это всё тот же старый добрый плацкарт середины ХХ века, неспешно лязгающий на рельсовых стыках, со скрипами и стонами переваливающийся на стрелках. И жизнь в нём - почти такая же, как в благословенные времена моего детства. Как в песне у Чижа - и бабушки на полустанках предлагают нехитрую снедь и вино, и близнецы рельсы куда-то бегут... Правда, алкоголь пассажиры теперь не потребляют, а в тамбурах не воняет куревом. И - курочка, отварные яйца и картошка в мундире ушли в безвозвратное прошлое. Теперь народ в поездах дальнего следования питается исключительно Дошираком.

Самую живописную часть пути с морем, горами и субтропической растительностью промахнули ночью (но я её всё равно вам покажу). Утром проснулись где-то под Ростовом. За окнами - привольная южнорусская степь, которая будет нас сопровождать почти до самого Брянска

На подъездах к Дону - какая-то страшноватая промзона

Вот и сам Тихий Дон

Окраины Ростова. Кстати, на станцию Ростов-Главный калининградский поезд не заходит

За Ростовом поезд ещё какое-то время идет вдоль Дона

И снова степь...

Что за станция такая? Это станция Лихая...

Станция Кутейниково расположена на том самом новом обходе Украины. Кстати, сюда всё равно добивает сигнал украинских сотовых операторов - мой телефон поймал "Киевстар"

Вечером прибываем на станцию Россошь. Этот ЭП1М тянул наш поезд от Горячего Ключа до Воронежа. На юге России эти электровозы - главная рабочая лошадка, но для меня - машина экзотическая, ведь в наших краях они не водятся.

Что делают в Россоши вагоны Москва-Париж?..

В Воронеж прибыли затемно. Здесь калининградский поезд уходит на тепловозный маршрут через Касторную-Курск-Брянск-Смоленск. Воздух в вагоне обретает терпкий дизельный привкус, за окнами плывут клубы тепловозного дыма и исчезают опоры контактной сети. Романтика!

Утро застало где-то на подходах к Брянску. Пейзаж всё ещё южный, лесостепной

Приближаемся к Брянску

Старая кругломордая ЭР9п, переделанная в рабочий поезд. В пассажирском движении их уже почти не осталось

Брянский узел. Неприятно удивил разбитый асфальт на платформе. Кстати, в Брянске уже чувствуется близость Белоруссии - менялы на перроне предлагают белорусские рубли

Брянск - известный заповедник чехословацких автомотрис АЧ

Паровоз-памятник

Брянский вокзал

Наша дизельная "голова". Кстати, в Брянске маршруты минского и калининградского поездов расходятся. Минский поворачивает на юго-запад, на Гомель, а калининградский идет на север, к Смоленску, и там поворачивает на Оршу. Подозреваю, это неспроста: белорусский поезд таким образом сокращает свое пребывание на российских дорогах, а российский - на белорусских...

За Брянском природа меняется, лесостепь сменяется вполне "белорусскими" смешанными лесами. Собственно, между Брянском и Смоенском и находится восточная часть исторической Белой Руси, которая намного раньше ушла из-под польско-литовского владычества под власть России, в силу чего и срослась с Россией намного прочнее, хотя следы белорусской этнографии здесь отчетливо прослеживались еще вначале ХХ века.

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.

Смоленск - столица "российской Белой Руси". Его пафосный сталинский вокзал теперь служит главными западными воротами в Россию. Здесь наш поезд покидает край тепловозных однопуток и выходит на оживленную электрифицированную магистраль Москва-Минск-Брест. ТЭП70 отцепляется и сменяется электровозом ЧС8, который, по идее, должен тянуть калининградский состав до самого Вильнюса. Но для нас, сходящих в Минске, это последняя смена караула локомотива

Трубы, храмы, вагоны. Это Смоленск

А вот и Орша. Въезд в Белоруссию ощущается сразу. Исчезают серо-красные логотипы РЖД, названия станций и полустанков резко "переходят" на белорусский язык. В Орше поезд встречают торговцы с драниками, сразу понятно, куда приехал. На фейсбуке факт перронной торговли на белорусских станциях вызвал удивление, но тем не менее - торгуют.

Памятник К. Заслонову

Оршанское завокзалье, до Минска остаются последние часы

В заключение несколько видео:

Переправа через Дон

Смоленск. ТЭП70 отцепляется...

...ЧС8 прицепляется

Tags: Белоруссия/Беларусь, Россия, железнодорожное, постСССРье, фотопутешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments