shimoff (shimoff) wrote,
shimoff
shimoff

Category:

Поезд №301/302 Адлер-Минск

Как и в прошлом году, возвращались из Сочи мы поездом. Однако если тогда это был российский состав Адлер-Калининград, то теперь - наш родной белорусский поезд Адлер-Минск. Для меня этот поезд особенный, с ним связаны лучшие детские воспоминания, ведь именно на нём я всё время ездил к своей бабушке в Лазаревское. Видимо, отсюда и непонятная окружающим моя любовь к железным дорогам. В былые времена поезд Минск-Адлер был скорым и ходил под номером 37/38, в пассажирские с трёхсотым номером его разжаловали где-то в конце 2000-х. Маршрут его следования также перетерпевал существенные метаморфозы, связанные с геополитическими перипетиями на пространстве бывшего СССР. Канонический и самый прямой маршрут из Минска в Адлер лежит через Украину: через Гомель-Бахмач-Конотоп-Сумы-Харьков-Горловку-Иловайск-Таганрог-Ростов. Собственно, так мы и ездили в конце 80-х и большую часть 90-х. Однако из-за распада СССР и появления границ и таможен время в пути заметно увеличилось. Поэтому в конце 90-х, когда между Белоруссией и Россией в рамках новообретенных союзнических отношений сняли пограничный контроль, поезд Минск-Адлер пустили в обход Украины - через Брянск-Курск-Касторную-Воронеж. В 2000-х маршрут опять изменили - из Минска поезд стал ходить не по гомельскому, а по московскому ходу, через Смоленск-Рязань-Воронеж. Крюк изрядный, зато весь маршрут - по электрифицированным магистралям, без медленных тепловозных однопуток. В конце 2000-х поезд неожиданно вернули на классический "украинский" маршрут, по которому он и ходил до известных событий 2014 г. Нынешний его маршрут пролегает через Воронеж-Елец-Орел-Брянск-Гомель, в пути состав дважды меняет направление движения - в Воронеже и Брянске.
Этот поезд на сегодняшний день - последний не российского формирования, который ходит в Адлер. Вот такая история.

За минувший год Беларуская чыгунка закупила немало новых вагонов постройки Тверского завода, и нам достался именно такой. Всего в составе было пять таких вагонов - три плацкартных и два купейных
IMG_20190811_154455

Мы - люди простые, ездим плацкартом
IMG_20190811_154229

Новый вагон порадовал наличием розеток для каждого пассажира. Кроме того, сильно изменился санузел. В новых тверских вагонах туалеты не разнесены в разные концы вагона, как было раньше, а находятся в одном конце. Смысл этого решения мне был непонятен. Однако оказалсь, что так действительно удобнее. Благодаря этому перед туалетами появился просторный тамбур. Раньше он был гораздо меньше, в результате утренние очереди в туалет могли толпиться в узком проходе. Кроме того, дверь, ведущая в тамбур с туалетами, теперь открывается внутрь, а не на пассажиров в последней боковушке. В тамбуре перед туалетами, наконец, сделали цивилизованную закрытую мусорку, а не вечно смердящий полуоткрытый ящик, как раньше.
IMG_20190811_161503

Сам сортир вакуумный, как в самолёте, окон в нём нет
IMG_20190811_163022

Раковина с нормальным краном, а не дурацким "соском", который нужно постоянно нажимать, чтобы лилась вода. Отдельно порадовал дозатор жидкого мыла.
IMG_20190811_163028

Новые выдвижные ступени также стали гораздо удобнее, чем раньше, теперь по ним можно спускаться и подниматься, не держась за вечно грязный поручень снаружи вагона. В общем, тверские вагоны нового поколения - это действительно существенный шаг вперёд, даже в сравнении с вагонами 2000-х гг. И они однозначно более комфортны и современны, чем их украинские конкуренты Крюковского завода
IMG_20190812_124709

Ну что ж, поехали
IMG_20190811_154448

Наш вагон - первый, сразу за локомотивом. От Адлера и до Горячего Ключа - это суровый грузовой 2ЭС4К "Дончак". Из-за горного профиля пути здесь для вождения пассажирских поездов всегда использовались грузовые электровозы. "Дончаки" где-то в начале 2010-х пришли на смену старым ВЛ10, которые, в свою очередь, заменили ещё более древние ВЛ8, работавшие с советских времен и до конца 90-х.
IMG_20190811_154436

Едем. Дорога от Адлера до Туапсе, как известно, почти все время идет вдоль моря. Участок между Адлером и Сочи - сравнительно короткий, но наиболее густо заселенный. От Сочи до Туапсе тянется протяженный, но гораздо более пустынный Лазаревский район
IMG_20190811_161752

Наш вагон первый, поэтому в кривых хорошо виден хвост поезда. Состав длинный, особенно по меркам Беларускай чыгунки, вагонов 15. Из них 4 прицепных: один гродненский, три гомельских
IMG_20190811_161659

Видео: движение в доль берега моря и прибытие на станцию Хоста


Корабли на горизонте - верный признак приближения к портово-промышленному городу Туапсе
IMG_20190811_184241

Здесь поезд покидает морское побережье


Станция Туапсе. Вокзал - образчик стиля "курортный сталианс"
IMG_20190811_185239

Наш "Дончак"
IMG_20190811_185533

Вид в сторону Горячего Ключа. Дальше - путь через Кавказские горы. За Туапсе природа заметно меняется, исчезает субтропическая растительность. Поскольку быстро стемнело, в этот день я больше не снимал
IMG_20190811_185529

День второй - южнорусские степи
IMG_20190812_085341

Подъезжаем к Миллерово
IMG_20190812_095056

По виду - типичная южнорусская станица
IMG_20190812_095104

За Миллерово - интересное место. Вбок отходит старая ветка на Чертково, заходящая на территорию подконтрольной Украине части Луганской области. А мы следуем по новому обходу, на котором близость Украины всё равно чувствуется - телефон ловит сигнал украинских мобильных операторов
IMG_20190812_101137

Жизнерадостные поля с подсолнухами
IMG_20190812_101417

IMG_20190812_102301

В районе Журавки - примыкание чертковского хода. Видно, что электрификация осталась только над одним путём, второй путь ржавый и заросший
IMG_20190812_115953

Внезапно, живая "кругломордая" ЭР9П. Их осталось совсем мало
IMG_20190812_124301

Встречный двухэтажный поезд. Москва-Анапа
IMG_20190812_125744

Помимо новых тверских вагонов, был в нашем поезде и музейный Аммендорф с аутентичными деревянными окнами. На РЖД Аммендорфов тоже ещё бегает немало, но они все тотально остеклопакечены
2019-08-14_12-44-35

Приближаемся к Воронежу. Здесь смена направления движения и стоянка 70 минут. График поезда выглядит невероятно растянутым - много длительных остановок под пропуск шустрых московских поездов, скорость движения низкая
2019-08-14_12-45-22

В Воронеже отцепляется ЭП1М-418, тянувший нас от самого Горячего Ключа
IMG_20190812_171632

А с другой стороны состава цепляется другой такой же, в голубом колере. Хорошо гармонирует с синими вагонами БЧ
IMG_20190812_174350

Наш первый вагон стал последним
IMG_20190812_171741

На станции Воронеж организован мини-музей железнодорожной техники, куда мы и сбегали, пользуясь длительной стоянкой.

Красавец электровоз ЧС4. Раньше их было довольно много на Юго-Восточной дороге, к которой и относится Воронеж. Электровоз известен тем, что его корпус был изготовлен из пластика. Постучал - действительно, пластик. Данный экземпляр - 1972 года выпуска
IMG_20190812_171925

Кругломордая ЭР-ка. Её ещё остающуюся в строю сестру мы видели несколько часов назад
IMG_20190812_171934

Ещё одна старая рижская электричка, но прошедшая модернизацию в 2000-х гг., теперь тоже в музее. Новые "Ласточки" и российские электрички Демиховского завода стремительно теснят советских динозавров
IMG_20190812_172431

Чехословацкая мотриса АЧ2. Относительно нестарая, второй половины 80-х гг. Их ещё довольно много осталось в Брянске
IMG_20190812_172123

Какие-то старые цистерны и теплушки
IMG_20190812_202623

IMG_20190812_172422

Рельсы разных лет выпуска
IMG_20190812_172149

Паровоз "Лебедянка"
IMG_20190812_172643

Внезапно, вагоны "Красной стрелы". Видимо, проходили ремонт на Воронежском ВРЗ
IMG_20190812_181000

За Воронежем - красивые сосновые леса
IMG_20190812_184314

Можно полюбоваться на убегающие вдаль рельсы из нашего теперь последнего вагона. Темнеет, прекращаем съёмку
IMG_20190812_184911

Раннее утро последнего дня дороги встречаем в Брянске. Здесь - очередная смена локомотива и направления движения. Мы снова в голове состава, целепляют тепловоз ТЭП70-300 (красивый номер)
IMG_20190813_065416



Брянский вокзал, с прошлого года не изменился. Бабки на перроне настойчиво предлагают изделия из стекла и хрусталя
IMG_20190813_063948

Сумрачные березово-сосновые леса, совсем как в Белоруссии. Да, сбственно, до неё и осталось всего ничего
IMG_20190813_094430

Добруш - первая белорусская станция
IMG_20190813_114929

Приближаемся к Гомелю, пересекаем реку Сож
IMG_20190813_121921

В Гомеле локомотив РЖД отцепляется
IMG_20190813_122652

А нам цепляют прицепной вагон Гомель-Калининград и сплотку тепловозов ТЭП70БС. Несмотря на то, что ход Гомель-Минск уже несколько лет как электрифицирован, большинство пассажирских поездов продолжают коптить провода тепловозами. Своих пассажирских электровозов у БЧ всего пятнадцать штук ЧС4т, и никаких новых закупок не проводится - ни у России, ни у Китая, у которого закупили довольно много грузовых электровозов БКГ1 и БКГ2.
IMG_20190813_124323



А сахарок к чаю на БЧ подается вот в таких трогательных олдскульных упаковках. В СССР были очень похожие, только вместо "Штадлера" было изображение ЭР200 - скоростного электропоезда, ходившего между Ленинградом и Москвой и бывшего символом технологического прогресса на советских ЖД.
IMG_20190813_155511
Tags: Белоруссия/Беларусь, Россия, железнодорожное, постСССРье, фотопутешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments